Как дети помогли колокол получить. Молодая Истра. 2003г

molist2003

Как дети помогли колокол получить.
Газета «Молодая Истра» №36 (38) 11 сентября 2003г.

 

…Начнем чуть-чуть издалека, когда в ноябре 2002 года в Знаменскую церковь в дер. Холмы пришел священником отец Георгий Савочкин. Жителей в этой и двух соседних деревнях — Лисавино и Адуево — тридцать человек. Храм — полуразрушен с 38 года, когда был репрессирован местный священник, службы не служились. Даже и с фотографии, которую сегодня о. Георгий переснимает для своего архива, храм выглядит серым и оставленным — ранящее чувство запустения и брошенности при взгляде на стены, вросшие в землю, обезглавленную колокольню и пустые проемы окон…

Но рядом с этим снимком ложится другой, который батюшка бережно разглядывает, с теплотой объясняя не совсем понятную на первый взгляд конструкцию: это изнутри церкви снята маковка храма… Только без обшивки, тоже разоренная, хоть и цел весь крепеж. «Видите, вот так, по кругу, располагались журавцы из досок, а уже потом их обшивали», — объясняет он сам, как кажется, несколько завороженный изящной геометрией постройки.
Значит, это называется — «журавцы»…
Из нашей беседы выпадают на белый лист дорогие слова, которые все хочется запомнить: беседа с батюшкой имеет непривычную окраску — это все-таки не совсем интервью, а скорее духовная беседа о том, как дети и взрослые приходят в Храм. А собственно, поводом для встречи стало такое событие: в праздник Преображения Господня 19 августа в храме подвели итоги конкурса детского рисунка, и из 25 работ на вторых и третьих местах призеров оказалось даже по двое! Ну, неужели не интересно? — Отец Георгий показал нам рисунки и пообещал, что в следующий номер обработает их и «в цифровом, как он выразился, изображении» пришлет нам в редакцию по электронной почте.
И почему-то очень приятно было столкнуться с таким смешением стилей – вместе со словами и понятиями, сугубо церковными отец Георгий самым естественным образом оперирует языком современного горожанина, стиль жизни которого весьма напряжен и которому, само собой, весьма трудно решить проблемы без компьютера, например…
Какие вопросы? — Так ведь восстановить отреставрировать надо Знаменскую церковь, памятник архитектуры Федерального значения, руку к которому приложил в свое время и знаменитый Бове, потрудясь во славу Господа над проектированием и строительством двух пределов храма.
Работа впереди — огромная. Без помощи меценатов не обойтись никак. И они есть, меценаты, но ведь и число святых храмов в последнее десятилетие сильно возросло, каждый, кто чем может, уже кому-то да помогает, на что отец Георгий не то, что не сетует, а чему искренне рад: чем больше храмов на Руси, тем больше и прихожан, чего же горевать. А то, что у него, батюшки из Холмов, нет пока такого постоянного» помощника и спонсора, так он не отчаивается и уверен, что, даст Бог, — сыщется.
Ну, а дальше — хотите верьте, хотите нет, но случилось в Холмах нечто такое, что вполне можно рассматривать как чудо: из Импэксбанка сообщили, что в качестве спонсорской помощи выделяют храму… деньги на приобретение колокола на звонницу!
И что тут самое удивительное, что просьбу свою о помощи Знаменской церкви батюшка подал в Банк задолго до того, как нынешним летом объявил конкурс детского рисунка: каким видят дети храм в будущем? И все…, все без исключения, в своих рисунках изобразили церковь — с колоколами! Достаточно съездить в Холмы и посмотреть на то, что являет собою храм сегодня, сравнить реальность с разноцветьем детских фантазий, чтобы понять, сколько душевного тепла, стремлений в будущее и чистой энергии сердец вложили юные художники в свои работы. «Так и случилось, — говорит отец Георгий. — Они мечтают о том, что зазвонит над этими просторами церковный колокол, вот мы средства на него и получили. А ведь ежемесячно этот банк получает, как мне сказали в пресс-службе, от двадцати до тридцати писем о помощи со всех концов России».
Чудо — наш каждый прожитый день. Чудо то, что наши дети с любовью и сердечным трепетом рисуют церковь. Чудо — сбывающиеся надежды.
Отец Георгий не позволяет себе подобной выспренности, это краска журналиста, но надеемся, батюшка позволит не убирать ее из этого текста.
А.П.

Газета «ВОЗГЛАС» №4 (10) март 2003г.

Справочно-информационная газета «ВОЗГЛАС» №4 (10) март 2003г.

День 8 марта на Бутовском Полигоне

«Международный женский день 8 Марта» или, как его еще именуют, «праздник весны» вызывал у меня всякий раз какое-то неприятие. Было ощущение надуманности, фальши чего-то для меня не совсем ясного, хотя разногласий с политическим и общепринятом бытовым содержанием этого праздника в моем сознании не было.

Но вот мне пришлось близко соприкоснуться с теми событиями, которые происходили в 1937-38г.г. на «Бутовском полигоне», и мне как-бы приоткрылось «непонятность» моих ощущений, связанных с этой датой.

При первом же моем знакомстве с обобщенными цифрами производимых на Бутовском полигоне расстрелов по календарным датам мне почему-то бросилась в глаза именно дата 8 Марта.

В 1938году в этот день было расстреляно 365 человек. И тогда подумалось: при стольких безвинных жертвах ( ведь все они реабилитированны) в стране должен бы объявляться траур, а мы….. празднуем.

Вскоре я оказалась причастной к этой дате через имена трех греков: Иоанна (Армао), Дмитрия (Кариофили), Павла (Османиса), расстрелянных в числе 365-и на Бутовском полигоне в день 8 марта, которые вместе с моим отцом в начале 30-х годов эмигрировали из Греции по политическим мотивам.

Мама, рассказывая мне о моем отце, говорила о группе греческих эмигрантов из 11-и человек. Так вот, когда я решила выписать из Бутовского мартиролога всех уроженцев Греции для поминовения, их оказалось 11. Меня тогда это страшно поразило: значит, все 11 попали под эту зловещую «машину смерти». И первые трое из них были расстреляны в день 8 Марта. Следующим из этой группы будет мой отец-11 апреля.

Вот так как бы и объяснилось мое «неприятие» даты 8 марта для меня как праздничной ( воистину душа – христианка).

Позже мне снова пришлось соприкоснуться с этой датой. Один паломник – краевед из Подмосковья поведал мне о том , что в Бутовском мартирологе значится имя Дарьи Зайцевой, которая служила последние 10 лет при Знаменской церкви в селе Холмы Истринского района, где наша семья имеет свой садовый участок. Тогда еще не было данных о ее прославлении и мне не удалось что-либо узнать о ней. И какую же я испытала радость, когда увидела имя этой подвижницы в списке прославленных Святых. Сведений о ее жизни немного, но скупые слова протоколов допроса говорят о многом.

Вот эти сведения о святой подвижнице.

Зайцева Дарья Петровна родилась в 1870году в селе Богослово Рязанской области в крестьянской семье.

В 1889 г. была определена послушницей Аносина Борисоглебского женского монастыря Звенигородского уезда Московской губернии. Жила в монастыре до его закрытия в 1928г. После закрытия монастыря трудилась при Знаменской церкви с.Холмы Истринского района Московской области. С 1934г. стала старостой этой церкви, где и была арестована 2 марта 1938г.

На допросе послушница Дарья вела себя мужественно, твердо исповедуя веру в Бога и свою приверженность дореволюционной власти, о чем свидетельствует протокол допроса: «…нужно больше молиться Богу и просить, чтобы Бог помог избавиться нам от этой власти», при которого «стало очень тяжело жить крестьянам»…. И за то, что «крестьяне в церковь не ходят. забыли Бога, вот и послана такая власть».

Удивительно остро обличительными в отношении новой власти и исповеднически твердыми в защиту Веры звучат такие ее слова: «смириться с существующим строем не могу… лишь потому, что закрывают церкви и делают гонения на религию и православных». Дарья Зайцева твердо выразила свою готовность принять мученическую смерть: «…и умру за Веру и батюшку Царя». Выразить такую верность Государю через 20 лет после его убиения!

Дарье Зайцевой было предъявлено обвинение в « активной контрреволюционной агитации высказывании пораженческих настроений о падении советской власти».

И вот в день ж е н с к о г о праздника 8 Марта эту мужественную подвижницу приговаривают к высшей мере наказания – расстрелу. В этот же день выносят смертный приговор еще одной женщине – инокине Анне Макандиной, а 14 марта, присоединив еще одну осужденную 9 марта – старосту подмосковной церкви, мать четырех детей Надежду Аббакумову, смертный приговор трем подвижницам приводят в исполнение.

Вот такие события в 1938 году происходили на «Бутовском полигоне» в Международный женский день 8 Марта.

Только теперь скорбность тех дней перекрывается Святостью и они воистину становятся для нас памятными праздничными датами.

Определениями православной церкви послушница Дарья Зайцева, инокиня Анна Макандина, Надежда Абакумова причислены к лику Святых и внесены в Собор Новомучеников.

Святые Бутовские Новомученицы Дарья, Надежда и Преподобномученица Анна МОЛИТЕ БОГА О НАС.

8 марта 2003г.

Бендас Л.Г.,

сотрудница Храма Свв. Новомучеников

и Исповедников Российских в Бутове.

Газета «Истра Православная» 10 января 2003г.

«Истра Православная» 10 января 2003г. Приложение к газете «Истра»
Знаменская церковь.

Все меньше и меньше остается на Истринской земле закрытых Божиих храмов. Сегодня таких порядка трех. Большинство же церквей, молчаливых свидетелей почти векового людского забвения, одна за другой расправляют сгорбленные плечи, постепенно возрождаясь в своем былом величии и красоте. А вместе с ожившими храмами возрождаются и наши души, уставшие и утомленные от многих лет скитаний в поисках света и любви…
Три месяца назад, в ноябре, в Истринском благочинии открылся еще один приход, и теперь в церкви Знаменской иконы Божией Матери, что в Холмах, регулярно проводятся богослужения.
Первые упоминания о Божием доме в Холмах датируются 17 веком. В 1646 г. князем Иваном Шаховским была построена деревянная церковь, а в 1697 на этом месте под руководством князей Дмитрия и Якова Головиных возводится каменный храм в стиле нарышкинского барокко с двумя приделами — во имя иконы «Знамение» и Димитрия, царевича Московского. Во второй половине 19 века Евдокия Бове, владелица имения, где располагался храм, с помощью своего родного брата-архитектора достраивает церковь, у которой появляется еще один придел в честь Николая Угодника и колокольня. Из-за изменений в архитектуре стиль храма заметно меняется, приближаясь к ампиру.
Известно, что в 1937 году Знаменскую церковь закрыли, а вместе с тем арестовали и ее настоятеля. В здании Божиего дома тогда была открыта автомастерская, позже там разбили хранилище удобрений.
По благословению митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия восстановление разрушенной за 65-тилетний период церкви взял на себя молодой священник Георгий Савочкин. Он рос в семье инженеров, но, не смотря на атеистический уклад в семье, с 14-ти лет душа молодого человека потянулась в храм. Первой церковью, которую стал посещать юноша, был Троицкий храм на Воробьевых Горах. После окончания школы сомнений не оставалось: в 1992 году Георгий поступает в Духовную семинарию, что в Сергиевом Посаде. Через год учебы Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II рукоположил Георгия Савочкина во дьяконы. Он стал самым молодым священнослужителем в Епархии. По завершении учебы в семинарии последовали 6 лет церковного служения в Коломенском. А 3 ноября прошлого года дьякон Георгий принял сан иерея, и был назначен настоятелем Знаменской церкви в Холмах.
С приходом молодого батюшки, считающего, что восстановление церкви, в первую очередь, должно начинаться в сердцах верующих, жизнь в пустующем храме закипела. Сразу же на помощь священнику откликнулись местные жители, сотрудники администрации Ермолинского сельского округа, и в частности, Нина Владимировна Смирнова. Совместными усилиями удалось убрать мусор внутри храма, расчистить большой слой грунта, отгородить северный придел святого Димитрия, настелить там деревянный пол, затянуть полиэтиленом окна, установить печурку для обогрева, поставить временный иконостас.
11 декабря на престольный праздник (в памятный день иконы «Знамение») отец Георгий при поддержке профессиональных певчих (регент — известный не только в нашей стране, но даже за рубежом преподаватель мастер-классов православного дирижерства Николай Мышкин) отслужил молебен. На богослужении произошло радостное событие — один из прихожан внес в церковь храмовую икону Николая Чудотворца, хранившуюся у родителей со времен закрытия Знаменского Божиего дома. Также этот день была совершена панихида у памятника солдатам, погибшим в 1941 году при освобождении Истринского района. В присутствии ветеранов, руководителей Ермолинского округа и других молящихся, к могиле были возложены венки, после чего отец Георгий сказал проповедь о великом подвиге воинов, мужественно защищавших наш край, наше Отечество.

Истра православная 10 января 2003

istprav«Истра Православная» 10 января 2003г. Приложение к газете «Истра»

Знаменская церковь.

Все меньше и меньше остается на Истринской земле закрытых Божиих храмов. Сегодня таких порядка трех. Большинство же церквей, молчаливых свидетелей почти векового людского забвения, одна за другой расправляют сгорбленные плечи, постепенно возрождаясь в своем былом величии и красоте. А вместе с ожившими храмами возрождаются и наши души, уставшие и утомленные от многих лет скитаний в поисках света и любви…

Три месяца назад, в ноябре, в Истринском благочинии открылся еще один приход, и теперь в церкви Знаменской иконы Божией Матери, что в Холмах, регулярно проводятся богослужения.

Первые упоминания о Божием доме в Холмах датируются 17 веком. В 1646 г. князем Иваном Шаховским была построена деревянная церковь, а в 1697 на этом месте под руководством князей Дмитрия и Якова Головиных возводится каменный храм в стиле нарышкинского барокко с двумя приделами — во имя иконы «Знамение» и Димитрия, царевича Московского. Во второй половине 19 века Евдокия Бове, владелица имения, где располагался храм, с помощью своего родного брата-архитектора достраивает церковь, у которой появляется еще один придел в честь Николая Угодника и колокольня. Из-за изменений в архитектуре стиль храма заметно меняется, приближаясь к ампиру.

Известно, что в 1937 году Знаменскую церковь закрыли, а вместе с тем арестовали и ее настоятеля. В здании Божиего дома тогда была открыта автомастерская, позже там разбили хранилище удобрений.

По благословению митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия восстановление разрушенной за 65-тилетний период церкви взял на себя молодой священник Георгий Савочкин. Он рос в семье инженеров, но, не смотря на атеистический уклад в семье, с 14-ти лет душа молодого человека потянулась в храм. Первой церковью, которую стал посещать юноша, был Троицкий храм на Воробьевых Горах. После окончания школы сомнений не оставалось: в 1992 году Георгий поступает в Духовную семинарию, что в Сергиевом Посаде. Через год учебы Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II рукоположил Георгия Савочкина во дьяконы. Он стал самым молодым священнослужителем в Епархии. По завершении учебы в семинарии последовали 6 лет церковного служения в Коломенском. А 3 ноября прошлого года дьякон Георгий принял сан иерея, и был назначен настоятелем Знаменской церкви в Холмах.

С приходом молодого батюшки, считающего, что восстановление церкви, в первую очередь, должно начинаться в сердцах верующих, жизнь в пустующем храме закипела. Сразу же на помощь священнику откликнулись местные жители, сотрудники администрации Ермолинского сельского округа, и в частности, Нина Владимировна Смирнова. Совместными усилиями удалось убрать мусор внутри храма, расчистить большой слой грунта, отгородить северный придел святого Димитрия, настелить там деревянный пол, затянуть полиэтиленом окна, установить печурку для обогрева, поставить временный иконостас.

11 декабря на престольный праздник (в памятный день иконы «Знамение») отец Георгий при поддержке профессиональных певчих (регент — известный не только в нашей стране, но даже за рубежом преподаватель мастер-классов православного дирижерства Николай Мышкин) отслужил молебен. На богослужении произошло радостное событие — один из прихожан внес в церковь храмовую икону Николая Чудотворца, хранившуюся у родителей со времен закрытия Знаменского Божиего дома.

Также этот день была совершена панихида у памятника солдатам, погибшим в 1941 году при освобождении Истринского района. В присутствии ветеранов, руководителей Ермолинского округа и других молящихся, к могиле были возложены венки, после чего отец Георгий сказал проповедь о великом подвиге воинов, мужественно защищавших наш край, наше Отечество.

1 192 193 194 195 196