Александр Невский

Александр Невский

Память преподобного Алексия Городецкого Чудотворца, бывшего князя Александра Невского совершается 6 декабря (23 ноября ст.ст.).

Александр родился в 1220 (1221) году в Переславле-Залесском в семье князей Ярослава и Ростиславы. С юношеских лет участвовал с отцом в военных походах, а затем и сам сделался полководцем и князем в Новгородской Республике (несколько раз), в Переславле-Залесском, затем Киевским и Владимирским. Жизнь князя была наполнена кровавыми сражениями, сбором налогов, политическими интригами.

При близкой, почти родственной, дружбе князя Александра с золотоордынскими ханами он сохранял верность Православной Церкви. Верность Православию он хранил и при взаимоотношениях с западными государствами, отвергая политическую и военную помощь в обмен на принятие и распространение католичества в регионе.

С высоты прошедших после его правления лет историки по-разному оценивают его политическую деятельность. Несмотря на это, Александр в последние месяцы своей жизни, пребывая в болезни и страдании, сумел совершить духовный подвиг. Он отрёкся от мира и при пострижении в монашество получил имя Алексий. Скончался святой в городе Городце и 6 декабря был погребён во Владимире.

Бог засвидетельствовал святость преподобного через нетление его мощей, а также через многие посмертные чудеса и исцеления, произошедшие по его молитвам. После Московского Собора 1547 года святой стал именоваться Чудотворцем.

Свт. Филарет Московский и Знаменская церковь

Святитель Филарет, в миру Василий Дроздов, родился 26 декабря 1782 года (8 января 1783 по новому стилю) в Коломне в семье диакона.

В возрасте 9 лет начал обучение в местной семинарии. После ее закрытия перевелся в семинарию в Сергиевом Посаде, которую окончил в 1803 году. Через пять лет принял постриг с именем Филарет, в этом же году стал диаконом. В начале следующего года был переведен в Санкт-Петербург и рукоположен во священника.

Отличался большим красноречием и богословской глубиной своих проповедей, за что в 1811 году возведен в архимандрита, а через год стал ректором Академии. Здесь он начал труд по переводу Священного Писания на русский язык, став директором Русского Библейского Общества. Помимо общего руководства, он лично перевел Евангелие от Иоанна, но главное — разработал общие правила перевода Священного Писания. Он был глубоко убежден в том, что перевод нужен для утоления «глада слышания слова Божия». Но он хорошо понимал и то, что утолить этот голод может лишь полноценный доброкачественный перевод, а не скороспелые опыты. Помимо этого, Филарету принадлежит создание Катехизиса, который выдержал несколько редакций.

5 августа 1817 года поставлен в викарного епископа Санкт-Петербургской епархии. Через два года возведен в архиепископа и назначен в Тверь, в середине 1821 года стал правящим архиереем Москвы, с 1826 года — митрополит. Однако в это же время по приказу Николая I работа по переводу Библии была свернута. Только в 1856 году свт. Филарет сумел ее возобновить. По его словам, церковь не должна лишать православный народ чтения слова Божия на современном, общепонятном языке, «ибо такое лишение было бы несообразно с учением святых отец и духом восточно-кафолической церкви, с духовным благом православного народа». Хотя многие годы его деятельность была объектом критики, как со стороны консерваторов, так и со стороны либералов, в последние годы митр. Филарет пользовался всеобщим уважением и авторитетом.

19 ноября 1867 года, отслужив Литургию, он мирно скончался. Канонизирован в 1994 году. День памяти: 19 ноября по ст. ст. (2 декабря по н. ст.).

 

Святитель Филарет Московский и Знаменская церковь села Холмы:

Благословение святителя Филарета на реконструкцию нашей церкви и строительство приделов в честь святителя Николая Чудотворца и Сергия Радонежского.

Архиепископ Филарет незаконно понуждает причт Знаменской церкви к подписанию контракта на невыгодных условиях.

Священник Иоанн Хотьковский рукоположен святителем и назначен им настоятелем нашей церкви.

Святитель Филарет выдаёт священнику Иоанну Хотьковскому антиминс для вновь устроенного Никольского придела.

Священник Василий Успенский рукоположен по благословению святителя и назначен им настоятелем нашей церкви.

Священник Николай Хитров рукоположен святителем и назначен им настоятелем нашей церкви.

Святитель назначает проверку правильности избрания священника Николая Хитрова духовником Благочиния.

Святитель благословляет устройство новых престола и жертвенника взамен обветшалых

Святитель оставляет без внимания кляузу помещицы на священника Петра Герасимова

Святитель безосновательно запрещает в служении и удаляет из Знаменской церкви священника Василия Успенского по кляузе помещицы и по доносу её управляющего.

Паломничества и посещение мест, связанных со святителем: Паломничество в Старицу 2016.

Статья «Молитвенное дыхание святителя»

Читать далее

Рождественский пост

Икона Рождества Христова "Учительская"
Икона Рождества Христова «Учительская»

Церковью в качестве помощи в деле спасения установлено четыре продолжительных поста в течение года. Для тех, кто считает себя православным христианином, соблюдение этих постов является обязательным. Для христиан, которые страдают тяжёлыми формами заболеваний, а также для беременных и кормящих матерей предусмотрены специальные формы совершения поста. Меру поста в таком случае определяют в каждом отдельном случае вместе с духовником.

Рождественский пост длится сорок дней, но в отличие от Великого поста, он менее строг – разрешается употреблять рыбу.

Главное содержание поста – воздержание, молитва и покаяние.
В течение поста православные приступают к Таинствам Исповеди и Причастия, а также пристальное внимание уделяют посещению богослужений и домашней молитве. Важной частью поста являются дела любви и милосердия.

Пост начинается с 28 ноября и заканчивается после богослужения на праздник Рождества Христова 07 января (25 декабря ст.ст.).

Введение во храм Пресвятой Богородицы

vvedenieВведение во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии

4 декабря (21 ноября по ст.ст.) Православная Церковь отмечает второй большой праздник начавшегося в сентябре православного церковного года – введение во храм Пресвятой Богородицы.

В основе праздника лежит событие из детства Девы Марии, память о котором сохранилась в устном Предании Церкви. Так оно описывается в одном из древних памятников: «Дитя достигло трехлетнего возраста, и сказал Иоаким [отец Марии]: «Позовите непорочных дев еврейских, и пусть возьмут светильники и зажгут их, и пусть не обращается назад Дитя, и дух Ее да не отделится от Дома Божия». И девы сделали так, и вошли в Храм. И первосвященник принял Дитя, поцеловал Ее и сказал: «Мария! Господь дал величие имени Твоему во все роды, и в конце дней Господь проявит в Тебе цену искупления сынов Израилевых». И он поставил ее на третью ступень жертвенника, и Господь Бог излил милость Свою на Нее.Пошли родители Ее (домой), дивясь и славя Бога, что Дитя не обернулось к ним. Мария воспитывалась, как голубица, в Храме Господнем, и принимала пищу из рук ангелов».

Первосвященником, встретившим Марию, был сам Захария, будущий отец Иоанна Крестителя. Пресвятой Деве было предоставлено помещение в одном из зданий, примыкавших к Храму, где Она и воспитывалась до совершеннолетия. Праздничные песнопения называют Деву Марию «Одушевленным Храмом», живым домом Бога.

Тропарь Введения во Храм Пресвятой Богородицы:

Днесь благоволения Божия предображение и человеков спасения проповедание: в храме Божии ясно Дева является и Христа всем предвозвещает. Той и мы велегласно возопиим: радуйся, смотрения Зиждителева исполнение.

Кондак Введения во Храм Пресвятой Богородицы:

Пречистый храм Спасов, многоценный чертог и Дева, священное сокровище славы Божия, днесь вводится в дом Господень, благодать совводящи, Яже в Дусе Божественном, Юже воспевают Ангели Божии: Сия есть селение Небесное.

1 2 3 4 5 190