Святитель Пирминий

Святитель Пирминий еп. Мелтисский, просветитель Эльзаса

Пирминий родился около 670 года на Пиринейском полуострове (совр. Испания) и по национальности был вестготом. В юном возрасте он принял монашество. В связи с вторжением сарацин-мусульман он эмигрировал в империю Меровингов, где поселился в монастыре Квортолодора в Антверпене. С 718 года он игумен этой обители. Позже он был рукоположен во епископа города Мелтиса (Castellum Meltis).

Просветительская деятельность святого Пирминия распространялась на жителей регионов Алемании и преимущественно Эльзаса, многие из которых уже были православными христианами, а некоторые ещё оставались язычниками. Кроме этого, не имея должного духовного руководства многие общины региона пришли в упадок. Святителем были возрождены монастыри Дисентис и Митцельцель. Он также основал монастырь Мурбах в Эльзасе, за которым последовали Шуттерн, Генгенбах и Шварцах на правом берегу Рейна, также Морсмюнстер и Нойвайлер на левом берегу.

Все возрождённые и вновь устроенные обители жили по уставу преподобного Венедикта Нурсийского. Для просвещения народа и наставления монахов святой Пирминий писал книги, самая важная из которых «Canonicis Scarapsus» – канонические выдержи. Этот труд включал цитаты из творений святых отцов и Канонов Церкви. Это самый ранний документ, в котором приводился Апостольский Символ веры, составленный ещё до Первого Вселенского Собора.

Последним монастырём, основанным святителем был Хорнбах, в котором святой Пирминий мирно отошёл ко Господу 3 ноября 753 года. На иконах он иногда изображается со змеёй или с жабой, что связано с его чудесами по избавлению жителей региона от вредительства этими пресмыкающимися.

Память святителя Пирминия совершается 16 ноября (3 ноября по ст.ст.)

Газета Духовная нива о нашей церкви

Газета Духовная нива о Знаменской церкви села Холмы.

Газета духовная нива — вестник Истринского благочиния издаётся силами церквей Истинского округа с начала 2000-х годов. Сейчас её тираж составляет чуть менее 1000 экземпляров. Распространяется в церквях Истринского округа. В газете публикуются новости из жизни церквей, наибольшее внимание уделяется деятельности Истринского благочинного. Есть раздел ответов на вопросы читателей, газета богата перепечатками из сети интернет. В газете публикуются статьи священников округа, посвящённые церковным праздникам и вопросам нравственности и духовности.

Газета Духовная нива неоднократно писала о Знаменской церкви села Холмы. На нашем сайте мы размещаем эти статьи и заметки.

Газета «Духовная нива» №8 (9) 2004. На страже сердца. Статья свящ. Георгия о Рождественском посте.

Газета Духовная нива №9 (10) 2004. Об обнаружении захоронений.

Газета Духовная нива №1 (11) 2005. О святителе Филарете Московском статья свящ.Георгия.

Газета Духовная нива №4 (19) 2006. О праздновании Дня победы.

Газета Духовная нива №5 (20) 2006. Об открытии социального цента «Милосердие».

Газета Духовная нива №2 (23) 2007. О конкурсе православных сайтов «Мрежа»

Газета «Духовная нива» №2  2009

Газета Духовная нива №4 (38) 2009. Интервью «Любовь всё победит».

Газета Духовная нива №5 (39) 2009. Интервью «Не только рублём, но и делом»

Газета «Духовная нива» №6  2009

Газета Духовная нива №2 (43) 2010. Статья «Заповедные сказки» и статья «Большой семьёй — в театр»

Газета Духовная нива №3 (44) 2010. О Дне православной книги.

Газета «Духовная нива» №6  2010

Газета «Духовная нива» №3  2011

Газета «Духовная нива» №6  2012

Газета «Духовная нива» №5  2013

Газета Духовная нива №4 (92) 2017. Об издании книги «Жизнеописание мученика Михаила Строева».

Газета Духовная нива №6 (94) 2017. Очерк, посвящённый 15-летию возрождения храма.

 

Великомученик Димитрий Солунский

Великомученик Димитрий Солунский Мироточец.

День памяти – 8 ноября (26 октября по ст.ст.).

В деревянной Знаменской церкви, существовавшей до постройки нынешнего каменного храма в 1696 году, было три придела: главный – Знаменский, и два боковых: один в честь святителя Алексия Митрополита Московского, другой – в честь великомученика Димитрия Солунского.

 

Житие святого великомученика Димитрия Солунского.

Святой великомученик Димитрий Солунский был сыном римского проконсула (военного коменданта города) в Фессалониках (современные Салоники, славянское название — Солунь). Шел третий век христианства. Римское язычество, духовно сломленное и побежденное сонмом мучеников и исповедников Распятого Спасителя, усиливало гонения. Отец и мать святого Димитрия были тайными христианами. В тайной домовой церкви, бывшей в доме проконсула, мальчик был крещен и наставлен в христианской вере. Когда умер отец, а Димитрий уже достиг совершеннолетия, император Галерий Максимиан, вступивший на престол в 305 году, вызвал его к себе и, убедившись в его образованности и военно-административных способностях, назначил его на место отца проконсулом Фессалоникийской области.

 

Главная задача, возложенная на молодого военачальника, состояла в обороне города от варваров и истреблении христианства. Интересно, что среди угрожавших римлянам варваров важное место занимали наши предки славяне, особенно охотно селившиеся на Фессалоникийском полуострове. Существует мнение, что и родители Димитрия были славянского происхождения. В отношении к христианам воля императора была выражена однозначно: «Предавай смерти каждого, кто призывает имя Распятого». Император не подозревал, назначая Димитрия, какую широкую стезю исповеднических подвигов предоставляет он тайному подвижнику. Приняв назначение, Димитрий возвратился в Фессалоники и тотчас пред всеми исповедал и прославил Господа нашего Иисуса Христа. Вместо того, чтобы гнать и казнить христиан, он стал открыто учить жителей города христианской вере и искоренять языческие обычаи и идолопоклонство. Составитель Жития, Метафраст, говорит, что он стал для Фессалоник в своей учительной ревности «вторым апостолом Павлом», потому что именно «апостол языков» основал когда-то в этом городе первую общину верующих (1 Фес., 2 Фес.). Святому Димитрию предназначено было Господом последовать за святым апостолом Павлом и в мученической кончине.
Когда Максимиан узнал, что вновь назначенный им проконсул — христианин, и многих римских подданных, увлеченных его примером, обратил в христианство, гневу императора не было границ. Возвращаясь из похода в Причерноморье, император решил вести армию через Фессалоники, полный желания расправиться с солунскими христианами.
DIM_SOLUУзнав об этом, святой Димитрий заблаговременно повелел своему верному служителю Луппу раздать имение нищим со словами: «Раздели богатство земное между ними — будем искать себе богатства небесного». А сам предался посту и молитве, готовя себя к принятию мученического венца.
Когда император вошел в город, вызвали к нему Димитрия, и он смело исповедал себя христианином и обличил неправду и суетность римского многобожия. Максимиан приказал заключить исповедника в темницу, и Ангел сошел к нему в узилище, утешая и укрепляя в подвиге. Между тем император предался мрачным гладиаторским зрелищам, любуясь, как его любимый силач, германец по имени Лий, сбрасывал с помоста на копья воинов побежденных им в борьбе христиан. Отважный юноша, по имени Нестор, из солунских христиан, пришел в темницу к своему наставнику Димитрию и просил благословить его на единоборство с варваром. По благословению Димитрия, Нестор одолел молитвами святого угодника свирепого германца и сбросил его с помоста на копья воинов, как убийца-язычник сбрасывал христиан. Разгневанный повелитель приказал немедленно казнить святого мученика Нестора (память 27 октября) и послал стражу в темницу — пронзить копьями благословившего его на подвиг святого Димитрия.
На рассвете 26 октября 306 года в подземную темницу святого узника явились воины и пронзили его копьями. Верный служитель святой Лупп собрал на полотенце кровь святого великомученика Димитрия, снял с его пальца императорский перстень, знак высокого достоинства его, и также омочил в крови. Перстнем и другими святынями, освященными кровью святого Димитриям, святой Лупп стал исцелять недужных. Император повелел схватить и умертвить его.
Тело святого великомученика Димитрия было выброшено на съедение диким зверям, но солунские христиане взяли его и тайно предали земле. При святом равноапостольном Константине (306-337) над могилой святого Димитрия была воздвигнута церковь. Сто лет спустя, при строительстве нового величественного храма на месте ветхого, обретены были нетленные мощи святого мученика. С VII века при раке великомученика Димитрия начинается чудесное истечение благовонного мира, в связи с чем великомученик Димитрий получает церковное именование Мироточивого.

 

Несколько раз почитатели солунского чудотворца делали попытки к перенесению его святых мощей или частицы их в Константинополь. Но неизменно святой Димитрий таинственно проявлял свою волю остаться покровителем и защитником родных Фессалоник. Неоднократно подступавшие к городу славяне-язычники бывали отогнаны от стен Солуни видом грозного светлого юноши, обходившего стены и внушавшего ужас воинам. Может быть, потому имя святого Димитрия Солунского особенно почитаемо в славянских народах после просвещения их светом Евангельской истины. С другой стороны, греки считали святого Димитрия как бы славянским святым по преимуществу.

С именем святого великомученика Димитрия Солунского связаны, по предуказанию Божию, первые же страницы русской летописи. Когда Вещий Олег разгромил греков под Константинополем (907), как сообщает летопись, «убоялись греки и говорили: это не Олег, но святой Димитрий послан на нас от Бога». Русские воины всегда верили, что они находятся под особым покровительством святого великомученика Димитрия. Более того, в старинных русских былинах великомученик Димитрий изображается русским по происхождению — так сливался этот образ с душой русского народа.
Церковное почитание святого великомученика Димитрия в Русской Церкви началось сразу после Крещения Руси. К началу 70-х годов ХI столетия относится основание Димитриевского монастыря в Киеве, известного впоследствии как Михайлов-Златоверхий монастырь. Обитель была построена сыном Ярослава Мудрого, великим князем Изяславом, в Крещении Димитрием († 1078). Мозаичная икона святого Димитрия Солунского из собора Димитриевского монастыря сохранилась до наших дней и находится в Государственной Третьяковской галерее. В 1194-1197 годах великий князь Владимирский Всеволод III Большое Гнездо, в крещении Димитрий, «создал церковь прекрасную на дворе своем, святого мученика Димитрия, и украсил ее дивно иконами и писанием» (т. е. фресками). Димитриевский собор и доныне является украшением древнего Владимира.

 

Чудотворная икона святого Димитрия Солунского из иконостаса собора также ныне находится в Москве в Третьяковской галерее. Она написана на доске от гроба святого великомученика Димитрия, принесенной в 1197 году из Солуни во Владимир. Одно из ценнейших изображений святого — фреска на столпе Владимирского Успенского собора, принадлежащая кисти преподобного инока-иконописца Андрея Рублева.

 

Почитание святого Димитрия продолжалось и в роду святого Александра Невского (память 23 ноября). Святой Александр назвал старшего сына в честь святого великомученика. А младший сын, святой благоверный князь Даниил Московский († 1303; память 4 марта), воздвиг в Москве храм во имя святого великомученика Димитрия в 1280-х годах, который явился первым каменным храмом в Московском Кремле. Позже, в 1326 году, при князе Иоанне Калите, он был разобран, а на его месте воздвигнут Успенский собор.
Память святого Димитрия Солунского издревле связывалась на Руси с воинским подвигом, патриотизмом и защитой Отечества. Святой изображается на иконах в виде воина в пернатых доспехах, с копьем и мечом в руках. На свитке (в более поздних изображениях) писали молитву, с которой святой Димитрий обращался к Богу о спасении родной Солуни: «Господи, не погуби град и людей. Если град спасешь и людей — с ними и я спасен буду, если погубишь — с ними и я погибну».
В духовном опыте Русской Церкви почитание святого великомученика Димитрия Солунского тесно связано с памятью защитника Родины и Церкви, великого князя Московского Димитрия Донского († 1389). «Слово о житии и о преставлении великого князя Димитрия Ивановича, царя русского», написанное в 1393 году, как и другие древние источники, ублажает его как святого. Духовный сын и воспитанник Митрополита Алексия, святителя Московского († 1378; память 12 февраля), ученик и собеседник великих молитвенников Русской земли — преподобных Сергия Радонежского († 1392; память 25 сентября), Димитрия Прилуцкого (†1392; память 11 февраля), святителя Феодора Ростовского († 1394; память 28 ноября), великий князь Димитрий «о церквах Божиих весьма печаловался, а страну земли Русской мужеством своим держал: многих врагов, встающих на нас, победил и славный град свой Москву стенами чудными оградил». Со времен построенного великим князем Димитрием белокаменного Кремля (1366) Москва стала называться Белокаменной. «Процвела земля Русская в лета княжения его»,- свидетельствует названное «Слово». Молитвами своего Небесного покровителя, святого воина Димитрия Солунского великий князь Димитрий одержал ряд блестящих военных побед, предопределивших дальнейшее возвышение России: отразил натиск на Москву литовских войск Ольгерда (1368,1373), разгромил на реке Воже татарское войско Бегича (1378), сокрушил военную мощь всей Золотой Орды в битве на Куликовом поле (8 сентября 1380 г. в день празднования Рождества Пресвятой Богородицы) между реками Доном и Непрядвой. Куликовская битва, за которую народ назвал Димитрия Донским, стала первым общерусским национальным подвигом, сплотившим вокруг Москвы духовные силы русского народа. Этому переломному событию русской истории посвящена «Задонщина», вдохновенная героическая поэма, написанная иереем Софонией Рязанцем (1381).
Князь Димитрий Донской был великим почитателем святого великомученика Димитрия. В 1380 году, накануне Куликовской битвы, он торжественно перенес из Владимира в Москву главную святыню Владимирского Димитриевского собора — икону великомученика Димитрия Солунского, написанную на доске гроба святого. В Московском Успенском соборе был устроен придел во имя великомученика Димитрия. В память воинов, павших в Куликовской битве, установлена была для общецерковного поминовения Димитриевская родительская суббота. В первый раз эта панихида была совершена в Троице-Сергиевом монастыре 20 октября 1380 года Преподобным Сергием, игуменом Радонежским, в присутствии самого великого князя Димитрия Донского. С тех пор она ежегодно совершается в обители с торжественным поминанием героев Куликовской битвы, в том числе схимонахов-воинов Александра (Пересвета) и Андрея (Осляби).

 

День великомученика Димитрия считался в числе больших праздников, службу совершал обычно сам патриарх, в присутствии князя. Ежегодно в субботу перед днем памяти великомученика Димитрия во всех храмах Русской Православной Церкви совершается Димитриевская родительская суббота, день всеобщего поминовения усопших.

 

Всех скорбящих Радость

Всем скорбящим радость
Всем скорбящим радость

«Всех скорбящих Радость» икона Божией Матери

Празднование Богородице в честь этой иконы совершается 6 ноября (н.с.)

Чудотворная икона Богородицы, почитаемая в Русской Православной церкви была прославлена в XVII веке в Москве после нескольких чудесных исцелений, произошедших по молитвам перед этим образом.
Оригинальный Чудотворный образ находился в Спасо-Преображенской церкви на Ордынке в городе Москве. Эта церковь впоследствии стала называться в честь этой иконы. В России почитание этого образа быстро распространилось, и появились храмы, также освящённые в честь этой иконы.

На иконе изображена Божия Матерь с Богомладенцем, а также ангелы и святые. Вокруг и снизу от Богородицы изображаются страждущие и больные люди, обращающие свои молитвы к Пречистой.

Всех скорбящих радосте и обидимых заступнице, и алчущих питательнице, странных утешение, обуреваемых пристанище, больных посещение, немощных покрове и заступнице, жезле старости, Мати Бога Вышняго Ты еси, Пречистая: потщися, молимся, спастися рабом Твоим. (Тропарь)

Образ Пресвятой Богородицы называется по первым словам молитвы.

1 2 3 4 5 6 7 190