Исповедь и Причастие на Страстной и на Пасху

Исповедь и Причастие на Страстной и на Пасху.

Срастная седмица — это кульминация всего многодневного Великого Поста. Начинается с Лазаревой Субботы и продолжается до Великой Субботы перед праздником Светлой Пасхи. В день Христова Воскресения и на Страстной седмице все православные христиане причащаются Святых Христовых Таин.

О совершении Таинств Исповеди и Причастия в нашей церкви в этот период в вопросах и ответах:

Вопрос: Сколько раз можно причаститься в Страстную неделю, на Пасху?

Прот. Георгий: В зависимости от духовного настоя и телесной возможности — как возможно чаще.

Вопрос: Когда совершается Исповедь перед Причастием в этот период в нашей Знаменской церкви?

Прот. Георгий: Таинство Исповеди будет совершаться в нашей церкви в течение двух дней:

1. На Лазареву субботу 27 апреля вечером. Исповедь начнётся в 18:00 и продлится, пока все желающие не поисповедаются.

2. На Великий четверг 2 мая в 9:00.

Вопрос: Если причащаться несколько раз в этот период Страстной седмицы и Пасхи, то надо ли Исповедоваться каждый раз?

Прот. Георгий: Нет. Достаточно приступить к Таинству Исповеди в один из указанных дней. Затем достаточно подготовиться ко Святому Причащению чтением соответствующих молитв.

Вопрос: Если после Исповеди в начале Страстной седмицы в течение недели случится некое согрешение, возможно ли причащаться на праздник Пасхи?

Прот. Георгий: Страстная седмица — это период наибольшего трезвения и внимательного отношения к себе. Если вы видите за собою согрешения, а при правильном расположении сердца, христианин всегда их видит, то принеся в сердце покаяние перед Господом, с надеждой на исцеление приступайте ко Причастию. Исключение составляют тяжкие, выдающиеся согрешения, которые требуют обязательного врачевания Таинством Покаяния. Да сохранит от них Господь всех нас!

Вопрос: Каким образом должно готовиться ко Причастию в этот период?

Прот. Георгий: Подготовка ко Причащению в этот период совершается также, как и в другие дни: воздержание и чтение установленных молитвословий ко Причащению. Причащаясь несколько раз на Страстную Седмицу и Пасху, к Исповеди приступаем один раз, а молитвословия ко Причащению и после Причащения совершаем перед и после каждого причащения.

Вопрос: На Святую Пасху богослужение совершается ночью. С какого времени говеющим следует полностью воздерживаться от пищи и воды?

Прот. Георгий: Тем верующим, кто не страдает тяжёлыми формами заболеваний, полное воздержание от воды и еды следует начать с 18 часов Великой Субботы.

Великий пост

temptation_of_jesusВеликий пост

Идут дни святого Великого поста.

Пост, как необходимая для спасения духовная практика, существовала с самого начала существования земной Церкви. Первобытные люди – Адам и Ева в Раю Божием соблюдали пост, воздерживаясь от вкушения запретного плода. Книги Ветхого Завета приводят многие примеры поста, совершаемого богобоязненными людьми. Спаситель мира Иисус Христос совершил в пустыне сорокадневный пост, о котором рассказывается в Евангелии.

Великий пост был установлен учениками Господа Иисуса Христа – апостолами, по примеру своего Божественного Учителя Иисуса Христа и по примеру ветхозаветных праведников. Пост является обязательным для православных христиан.

«Если кто … не постится во святую Четыредесятницу перед Пасхою, или в среду, или в пятницу, кроме препятствия от немощи телесной … да будет отлучен.» Правила святых апостолов, 69.

Великий пост, в интерпретации палестинского Устава, принятого в большинстве Православных Церквей уже много столетий, включает в себя подготовительный период, святую Четыредесятницу, субботние и воскресные дни поста, Страстную седмицу.

Посту предшествует подготовительный период, включающий в себя, кроме прочих, Сырную седмицу, во время которой уже начинается пост в облегчённом виде – верующие воздерживаются от мяса животных и птицы.

Святая Четыредесятница – это сорок будних дней строгого поста. Субботние и воскресные дни поста не входят в число сорокодневного поста и верующие постятся в эти дни менее строго. Страстная Седмица, посвящённая воспоминаниям евангельских событий Страдания и Смерти Господа Иисуса Христа, является строгой.

Кроме воздержания, основным содержанием поста, является молитва. В эти дни верующие больше, чем обычно уделяют времени для домашней молитвы и участия в богослужениях.

Великий пост начался 18 марта.

Закончится после Пасхальной Литургии 5 мая.

Вход Господень в Иерусалим

 «На другой день множество народа, пришедшего на праздник, услышав, что Иисус идет в Иерусалим, взяли пальмовые ветви, вышли навстречу Ему и восклицали: осанна! благословен грядущий во имя Господне, Царь Израилев! Иисус же, найдя молодого осла, сел на него, как написано: Не бойся, дщерь Сионова! се, Царь твой грядет, сидя на молодом осле. Ученики Его сперва не поняли этого; но когда прославился Иисус, тогда вспомнили, что так было о Нем написано, и это сделали Ему» (Ин. 12:12-16).

Торжественный вход Господень в Иерусалим празднуется Православной Церковью в предшествующее воскресенье перед светлым праздником Пасхи. Об этом событии повествуют все четыре евангелия.

Праздник относится к великим и называется также Вербным Воскресеньем, потому что в России вместо ветвей пальмы верующие используют ветви вербы. Пальмовыми же ветвями народ по старой традиции встречал триумфаторов, царей, вернувшихся с военной победой. Такие же почести иерусалимляне воздали и Христу. Христос действительно вошел в Иерусалим как Царь-победитель. Но Он одолел не земных противников: Он победил смерть, возвестил о будущем воскресении всех нас из мертвых. Правда, в тот момент истинное значение торжественного входа Господня еще не было открыто даже Его ближайшим ученикам.

Нередко спрашивают, почему же народ, который так восторженно приветствовал Спасителя при Иерусалимских вратах, всего несколько дней спустя кричал Пилату вслед за иудейскими первосвященниками: «Распни Его!»? В ту пору Иудея и Израиль были под властью римлян. Весь народ жил ожиданием избавления от языческого ига и ждал от Христа земного подвига, восстановления независимого Израильского царства, надеялся, что грядет земной царь.

За несколько дней до входа в Иерусалим Христос явил одно из самых ярких чудес, совершенных Им во время Своего земного служения. В Вифании Он воскресил Лазаря, брата Марфы и Марии. Многие, услышав о чуде, решили, что если человеку под силу совершить такое, то уж справиться с римлянами труда не составит. «Народ, бывший с Ним прежде, свидетельствовал, что Он вызвал из гроба Лазаря и воскресил его из мертвых. Потому и встретил Его народ, ибо слышал, что Он сотворил это чудо» (Ин. 12:17-18). И когда вместо изгнания римлян Христос изгнал из храма торгующих, когда вместо национального царства стал говорить о Царстве Духа, многие не вместили Его слов и отвернулись от Него. Иуда, не один год бывший в числе ближайших учеников Христа, даже пошел на предательство.

И нам, православным, стоит помнить о том, что главное – не внешний блеск праздников, не торжественность служб, а искренняя вера в спасение, в милость Господа, пострадавшего за наши грехи, и следование Его заповедям. Мы, держа в руках первые распускающиеся весною ветви, прославляем Спасителя, как Победителя смерти; потому что Он в этот самый день входил в Иерусалим для того, чтобы умереть за наши грехи и воскреснуть и тем спасти нас от вечной смерти и вечных мук.

Этот праздник – торжественный и светлый, на время преодолевающий сосредоточенно-скорбное настроение Великого поста и предваряющий радость Святой Пасхи. В Вербное воскресенье за трапезой разрешаются рыба, елей и вино.

В 2024 году праздник Входа Господня в Иерусалим (Вербное воскресенье) будет 28 апреля.

Читать далее

Лазарева суббота

За восемь дней до празднования Светлого Христова Воскресения — Пасхи совершается праздник в воспоминание воскрешения праведного Лазаря.

Священное Писание так описывает это событие:

Был болен некто Лазарь из Вифании, из селения, где жили Мария и Марфа, сестра ее.
Мария же, которой брат Лазарь был болен, была та, которая помазала Господа миром и отерла ноги Его волосами своими.
Сестры послали сказать Ему: Господи! вот, кого Ты любишь, болен.
Иисус, услышав то, сказал: эта болезнь не к смерти, но к славе Божией, да прославится через нее Сын Божий.
Иисус же любил Марфу и сестру ее и Лазаря.
Когда же услышал, что он болен, то пробыл два дня на том месте, где находился.
После этого сказал ученикам: пойдем опять в Иудею.
Ученики сказали Ему: Равви́! давно ли Иудеи искали побить Тебя камнями, и Ты опять идешь туда?
Иисус отвечал: не двенадцать ли часов во дне? кто ходит днем, тот не спотыкается, потому что видит свет мира сего;
а кто ходит ночью, спотыкается, потому что нет света с ним.
Сказав это, говорит им потом: Лазарь, друг наш, уснул; но Я иду разбудить его.
Ученики Его сказали: Господи! если уснул, то выздоровеет.
Иисус говорил о смерти его, а они думали, что Он говорит о сне обыкновенном.
Тогда Иисус сказал им прямо: Лазарь умер;
и радуюсь за вас, что Меня не было там, дабы вы уверовали; но пойдем к нему.
Тогда Фома, иначе называемый Близнец, сказал ученикам: пойдем и мы умрем с ним.
Иисус, придя, нашел, что он уже четыре дня в гробе.
Вифания же была близ Иерусалима, стадиях в пятнадцати;
и многие из Иудеев пришли к Марфе и Марии утешать их в печали о брате их.
Марфа, услышав, что идет Иисус, пошла навстречу Ему; Мария же сидела дома.
Тогда Марфа сказала Иисусу: Господи! если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой.
Но и теперь знаю, что чего Ты попросишь у Бога, даст Тебе Бог.
Иисус говорит ей: воскреснет брат твой.
Марфа сказала Ему: знаю, что воскреснет в воскресение, в последний день.
Иисус сказал ей: Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет.
И всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет вовек. Веришь ли сему?
Она говорит Ему: так, Господи! я верую, что Ты Христос, Сын Божий, грядущий в мир.
Сказав это, пошла и позвала тайно Марию, сестру свою, говоря: Учитель здесь и зовет тебя.
Она, как скоро услышала, поспешно встала и пошла к Нему.
Иисус еще не входил в селение, но был на том месте, где встретила Его Марфа.
Иудеи, которые были с нею в доме и утешали ее, видя, что Мария поспешно встала и вышла, пошли за нею, полагая, что она пошла на гроб – плакать там.
Мария же, придя туда, где был Иисус, и увидев Его, пала к ногам Его и сказала Ему: Господи! если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой.
Иисус, когда увидел ее плачущую и пришедших с нею Иудеев плачущих, Сам восскорбел духом и возмутился
и сказал: где вы положили его? Говорят Ему: Господи! пойди и посмотри.
Иисус прослезился.
Тогда Иудеи говорили: смотри, как Он любил его.
А некоторые из них сказали: не мог ли Сей, отверзший очи слепому, сделать, чтобы и этот не умер?
Иисус же, опять скорбя внутренно, приходит ко гробу. То была пещера, и камень лежал на ней.
Иисус говорит: отнимите камень. Сестра умершего, Марфа, говорит Ему: Господи! уже смердит; ибо четыре дня, как он во гробе.
Иисус говорит ей: не сказал ли Я тебе, что, если будешь веровать, увидишь славу Божию?
Итак отняли камень от пещеры, где лежал умерший. Иисус же возвел очи к небу и сказал: Отче! благодарю Тебя, что Ты услышал Меня.
Я и знал, что Ты всегда услышишь Меня; но сказал сие для народа, здесь стоящего, чтобы поверили, что Ты послал Меня.
Сказав это, Он воззвал громким голосом: Лазарь! иди вон.
И вышел умерший, обвитый по рукам и ногам погребальными пеленами, и лице его обвязано было платком. Иисус говорит им: развяжите его, пусть идет.
Тогда многие из Иудеев, пришедших к Марии и видевших, что сотворил Иисус, уверовали в Него.

Евангелие от Ин. 11:1-45

С воспоминания о воскрешении Лазаря Четверодневного начинается Страстная седмица заключительная и кульминационная часть Великого поста.

В 2024 году Лазарева суббота будет 27 апреля.

В этот день в нашей церкви будет совершаться Таинство Исповеди. Начало в 18:00.

 

1 3 4 5 6 7 8 9 195