Равноап. Фридолин Закингенский

   Равноапостол Фридолин просветитель алеманов

Фридолин жил в VI веке, был ирландским монахом и миссионером. Благодаря его трудам множество алеманов, отвратившись от язычества, приняли православную веру.

Святой Фридолин был монахом и совершал свой молитвенный подвиг в Ирландии. Получив откровение, он отправился с проповедью христианства к алеманам в Верхний Рейн. Алеманы или Швабы было могущественным германским племенем, проживавшим на территории Верхней Германии и частично современной Швейцарии. Занимались земледелием, ремёслами и скотоводством. Вели торговлю с Римской Империей и неоднократно воевали с ней. Были язычниками и увлекались магией.

Святой Фридолин путешествовал среди алеманов и проповедовал Евангелие. Для новообращённых алеманов он основывал храмы и монастыри, самый известный из которых Зекингенское аббатство. Святой почил в Боге 19 марта (6 марта по ст.ст.) в 540 году.

Великий покаянный канон

Великий покаянный канон или канон Андрея Критского

Великий покаянный канон или канон Андрея Критского это одно из наиболее значимых богослужений великого поста.
Канон (с греческого – правило) был написан в конце VII века святителем Андреем архиепископом города Гортины на острове Крит. Это богословско-поэтическое молитвословие глубоко тронуло сердца православных христиан и получило повсеместное распространение. Церковный богослужебный устав с давних времён предписывает обязательное совершение этих молитв дважды за Великий пост.

Первый раз канон Андрея Критского прочитывается в течение первых четырёх дней первой седмицы поста. При этом канон разделяется на четыре части, каждая из которых исполняется в составе Великого повечерия. В сельских церквях зачастую Великий канон прочитывается целиком в один из первых дней поста.

Второй раз канон Андрея Критского прочитывается полностью за один раз в составе утрени четверга пятой седмицы Великого поста. В современной русской богослужебной традиции это богослужение совершается в среду вечером и называется «Мариино стояние».

Великий покаянный канон, как и прочие молитвословия написанные в форме канона, состоит из девяти частей – песней. Отличительной особенностью этого канона является его большой объём – канон состоит из 250 строф (тропарей).
В своём каноне святой Андрей обширно использует сюжеты из Священного Писания Ветхого и Нового Заветов, предлагая мистико-аскетическое их толкование. Канон написан как беседа человека со своей душой, в ходе которой ум приводит душе примеры и образы из Священного Писания, желая пробудить в ней покаянное чувство и поиск богообщения.

По традиции сельских приходских церквей в нашем храме на первой седмице Великого поста покаянный канон будет прочитан полностью во вторник вечером. Начало богослужения в 18:00.

 

Моисеево привел тебе, душа, миробытие и от него все Писание Завета, повествующее о праведных и неправедных; из них ты, душа, подражала вторым, а не первым, согрешив против Бога.

Нового Писания привожу тебе указания, вводящие тебя, душа, ко умилению; праведным подражай, грешных же отвращайся, и умилостивляй Христа молитвами, пощением, чистотою и непорочностью.
(Фрагмент девятой песни канона Андрея Критского)

Адамово изгнание. Прощёное воскресенье

izgnanieЗаканчивается подготовительный период перед Великим постом. Последнее воскресенье – день воспоминания изгнания первобытного человека Адама и его жены Евы из Рая.

Грехопадение Адама и Евы и последующее изгнание их из Рая описывается в Библии в Книге Бытия в третьей главе:

И сказал [Бог]: кто сказал тебе, что ты наг? не ел ли ты от дерева, с которого Я запретил тебе есть? Адам сказал: жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел. И сказал Господь Бог жене: что ты это сделала? Жена сказала: змей обольстил меня, и я ела.

И сказал Господь Бог змею: за то, что ты сделал это, проклят ты пред всеми скотами и пред всеми зверями полевыми; ты будешь ходить на чреве твоем, и будешь есть прах во все дни жизни твоей; и вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту.

Жене сказал: умножая умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рождать детей; и к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою.

Адаму же сказал: за то, что ты послушал голоса жены твоей и ел от дерева, о котором Я заповедал тебе, сказав: не ешь от него, проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей; терния и волчцы произрастит она тебе; и будешь питаться полевою травою; в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься. И нарек Адам имя жене своей: Ева, ибо она стала матерью всех живущих.

И сделал Господь Бог Адаму и жене его одежды кожаные и одел их.

И сказал Господь Бог: вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло; и теперь как бы не простер он руки своей, и не взял также от дерева жизни, и не вкусил, и не стал жить вечно. И выслал его Господь Бог из сада Едемского, чтобы возделывать землю, из которой он взят. И изгнал Адама, и поставил на востоке у сада Едемского Херувима и пламенный меч обращающийся, чтобы охранять путь к дереву жизни.

Воскресенье перед началом Великого поста также называется Прощёное воскресенье, поскольку традиционно в этот день православные христиане испрашивают прощение у своих близких, а также у коллег и знакомых прощенье за причинённые обиды и неудобства и за свои согрешения. Это делается для того, чтобы с чистым сердцем приносить свои молитвы к Богу во время говения.

В 2024 году Прощёное воскресенье приходится на 17 марта.

Прп. Герасим Иорданский

   Прп. Герасим Иорданский

Образ святого Герасима из собрания нашей церкви. Икона написана настоятелем Герасимова монастыря в Палестине архимандритом Хризостомом. Была привезена нашими прихожанами из паломнической поездки на святую Землю в 2019 году.

Герасим родился в Каппадокийском городе Ликия в обеспеченной семье, но оставив все мирские попечения удалился в Фиваидскую пустыню в Египте, где стал монахом.

Около 450 года преподобный Герасим перешёл в Палестину, где поселился у берега реки Иордан в Иерихонской долине. Однажды святой Герасим повстречал раненного льва, которому вылечил лапу. После этого лев стал служить преподобному, как домашнее животное до самой кончины подвижника.

К отшельнику собрались другие монахи и святой Герасим создал монастырь, организованный по принципу лавры. Иноки жили и трудились в уединении, а собирались на богослужение только по воскресным и праздничным дням.
Преподобный Герасим почил в Боге 17 марта (4 марта по ст.ст.) в 475 году.

1 4 5 6 7 8 9 10 194