Главная » О церкви » Архивы » Дело о разделе церковной усадебной земли 1855

Дело о разделе церковной усадебной земли 1855

Дело о разделе церковной усадебной земли 1855

ЦИАМ Ф. 203, о. 639, д. 75, л. 26-33

1855 года июня 28 дня. По указу Его Императорского Величества Московская Духовная Консистория слушали дело начатое по прошению священник Звенигородской округи, села Знаменского Холм тож, Василия Остроглазова, о разделе надлежащим порядком церковной усадебной земли.

Л.26.
Обстоятельства дела сего таковы:
1) Священник села Знаменское холм тож Василий Остроглазов в прошении его Высокопреосвященству, прописал что домы священноцерковнослужителей, выстроенные от помещицы, села сего, Авдотьи Семеновны Г. Бове, в 1852 году по некотором исправлении их отданы в полное владение священноцерковнослужителей; пристройки же при домах, как то дворы, сараи по ветхости разрушились; а потому необходимо всему причту возобновлять означенную пристройку. Дом же священнический между причетниками находится в совершенном стеснении; ибо дом сей со двором занимает в ширину 6 сажен и 2 аршина; проулок между дьяком 3 сажени и 1 аршин; а между домом пономаря проулка нет, и дворы находятся за одним забором. Длина дома со двором занимает 6 сажен и 2 аршина; пространство имеющееся от дома до границы земли 13 сажен и 1 аршин, пономаря дом со двором занимает 7 сажен и 1 аршин;

Л.26 об.
пространство, имеющееся от дома до границы земли 4 сажени и 2 ½ аршина. Видя себя стесненным при самом удобном случае, просим местнаго благочиннаго, как ближайшего начальника, села надовражнаго священника Стефана Борисова, учинить между им, священником Остроглазовым и причетниками размер церковной земли, занимаемой домами с надворными строениями и просим его благочиннаго сделать начальническое о сем распоряжение; но он благочинный по прошению его не приступил, а распоряжение предоставил Звенигородскому Духовному правлению, куда отослал прошение его, священника при своем донесении. Но Звенигородское Духовное Правление не обратило внимание ни на его прошение, ни на донесение благочиннаго, а вникнуло в объяснение дьячка села Холм Александра Соколова, коим сей просил дозволения приступить к постройке угрожающего падением старого надворного строения, и дозволило означенную постройку, но без раздела земли, по той причине, что строение дьячка с давнего времени находилось на одном месте. По получении указа из Звенигородского духовного правления о дозволении дьячку Соколову приступить к перестройке дома, священник Остроглазов

Л. 27.
вторично просит Правление первоначально учинить раздел между причетниками /…/, но присутствующий Правления слободской священник Алексей Иванов сказал, что без разрешения Его Высокопреосвященства, к разделу церковной земли приступить невозможно. /…/ На прошении сем, резолюциею Его Высокопреосвященства, 3 июля 1853 года № 2182 предписано: 1) Консистории рассмотреть остановив распоряжение Духовного Правления по постройке; 2) от Духовного Правления потребовать объяснения, почему оно не обратило внимание на просьбу священника о разделе земли, почему дозволило строиться, когда раздел земли подвержен сомнению? /…/. Предписано было Звенигородскому Духовному Правлению исполнить резолюцию Его Высокопреосвященства, и о последующем Консистории донесении. /…/
Л. 27 об.
2) По выслушании сего и справки, по коей оказалось, что исполнительнаго донесения от Звенигородского Духовного Правления в Консисторию не поступало. Консисторией определено и Его Высокопреосвященством 22 генваря 1855 года утверждено как Звенигородское Духовное Правление, и по сих сделаннаго в пятый раз 29 минувшаго декабря подтверждение о представлении в течении недели на указ Консистории от 6 июля 1853 года.

Л. 28.
Во исполнении сего указа Звенигородское Духовное Правление, 27 того же генваря [1855 года] донесло, /…/ что как от священника Остроглазова, так и другого причетника пономаря ни каких жалоб не было, следовательно священник Остроглазов оставался довольным разделом землею, и как священник Остроглазов объяснил Правлению, что он выстроил себе другую половину дома по линии на огороде, и некоторую другую пристройку к оному, — даже и в сем случае ни каких споров от причта не было, и потому он священник оставался в разделе удовлетворителен. А 24 генваря сего 1855 года присутствующий сего Правления Саввинской слободы священник Николаевской церкви Любимов, объяснил, что священника села Холм Василия Остроглазова, чтобы приходил к нему когда либо просить о учинении раздела между ним и причетниками церковной земли никогда не видел и священнику слов: «к разделу земли без разрешения Его Высокопреосвященства приступить неможно» не говорил. Впрочем, о не донесении о сем начальству, Правление испрашивает милостивейшего снисхождения.
4) /…/ [Для рассмотрения этого дела Консисторией был] осуществлен запрос сего дела в Консисторию, о чем послан в Правление указ генваря 31 дня 1855 года.

Л. 28 об.
5) /…/ [При рассмотрении дела Консисторией было выявлено, что] Благочинный надвражный священник Степан Борисов Любимов со священником села Еремеева, Феодором Виноградовым мая 14 дня 1853 года в присутствии священноцерковнослужителей села Холм измерил землю, занимаемую их домами и с пристройками и огородами, и найдя что действительно земля, занимаемая священническим домом с пристройкой и огородом менее причетнических, советовал не стесняя и не вредя друг другу в стройках и в огородах разделить их полюбовно; но они онаго не приняли, а просят, чтобы разделение /…/ произошло разрешением высшаго начальства /…/.

Л. 29 об.
[В деле указаны следующие результаты замера земли:] Означалось по линиям строения домов и огородов 42 сажени; по задворкам их, где находятся сараи также 42 сажени. На боковых линиях выше означенных домов, огородов и усадеб: с восточной стороны 38 сажени и 3 ½ аршина; с южной стороны 40 сажен и 3 ½ аршина. Из вышеозначенной земли священнический дом со двором в ширину имеет 6 сажен и 2 аршина; проулок между дьячком 9 ½ аршина, а между домом пономаря проулка нет, и дворы находятся за одним забором; дьячка дом с забором занимает 6 сажен и 2 аршина; пространство имеющееся от дома до границы земли измеряемой 13 сажен и 1 аршин; пономаря дом с двором занимает 7 сажен и 1 аршин; пространство имеющееся от дома до границы земли измеряемой, 4 сажени и 2 ½ аршина. /…/.

Л. 31 об. – 32.
[По словам дьячка Александра Соколова] в 1839 году между всем причтом села Холм усадебная церковная земля, находящаяся под их домами с надворными строениями была разделена, по словесной просьбе того села священника Василия Тихонова, бывшим в то время благочинным села Еремеева священником Михаилом Волхонским; каковым разделом весь причт остался довольным. Не было до священника Остроглазова, который выстроил назад по линии границы другую половину дома и двор, который за выбытием на другое место продал дом, состоящий из двух половин с надворными строениями по условию, за 355 рублей серебром новопоступившему священнику Александру Феодорову.
8) Священник Александр Вознесенский объяснил, что дом купленный им у предшественника своего священника Василия Остроглазого, он желает оставить в настоящих их границах. /…/
[В ходе разбирательства в Консисторию была предоставлена справка, согласно которой] священник Василий Остроглазов в следствии резолюции Его Высокопреосвященства от 12 марта сего года № 1012, последовавшей на письмо помещицы села Знаменское Холм тож, Г. Бове о неблагоповедении его Остроглазова, удален от занимаемого им места с запрещением священнослужения и с назначением в причетническую должность, которую и проходит Рузского уезда в селе Нестерово; на место же его Остроглазова в село Знаменское Холм тож переведен из села Назарьева священник Александр Вознесенский.
Московской Духовной Консисторией дело прекращено 19 августа 1855 года по причина соглашения нового священника Александра Вознесенского с существующим разделом церковной земли, и по которому было вынесено постановление потребовать объяснений от Звенигородского Духовного Правления в нерассмотрении прошения священника Василия Остроглазова, а за несвоевременный ответ на многочисленные запросы Консистории объявлен выговор и наложено взыскание на Правление.