» » » Кляуза Бове 1845 год. Часть 1

Кляуза Бове 1845 год. Часть 1

размещено в: Архивы | 0

Кляуза Бове 1845 год

ЦИАМ Ф.203 О.561 Д.33 Л.0-59

Л.0
Московской Духовной Консистории
По 2-му столу 1 экспедиции №33
Дело по жалобе госпожи Бове на несправедливое показание священника села Знаменского Холмы тож о ветхостях Знаменской церкви того села.
Началось 11 января 1845 года, кончено 2 марта 1846 года. На 59 листах.

Л.0 об
Наименование бумаг.
Прошение коллежской Советницы Бове. 9 января 1845.
Копия с докладного реестра. 31 января 1845.
Донесение исправляющего должность благочинного священника Цветкова. 7 марта 1845 года.
Копии с докладного реестра. 12 марта 1845 года.
Ответ священника Василия Тихонова.
Журнальная резолюция Консистории. 14 марта.
Копия с докладного реестра. 26 марта.
Донесение Звенигородского Духовного правления. 4 июля 1845 года.
Копия с докладного реестра. 10 июля.
Прошение Коллежской Советницы Бове. 10 сентября 1845 года.
Копия с докладного реестра.
Копия с докладного реестра. 13 сентября
Донесение Звенигородского Духовного правления с представлением мнения. 3 декабря 1845 года.
Копия с докладного реестра. 31 декабря 1845 года.
1846 год.
Копия с докладного реестра. 17 января 1846 года.
Справка Консистории.
Копия с докладного реестра. 12 июня 1846 года.
Протокол Консистории. 26 июня.
Копия с докладного реестра. 2 августа 1846 года.
Итого 59 листов.

Л.1
Входящий № 298 от 11 января 1845 года

Святейшего Правительствующего Синода Члену Высокопреосвященнейшему Филарету Митрополиту Московскому и Коломенскому
Свято-Троицкая Сергиевы Лавры Священно-Архимандриту и разных орденов кавалеру
Московской Губернии Звенигородского Уезда Села Знаменского Холм тож, помещицы вдовы Коллежской Советницы Авдотьи Семеновой Бове
Всепокорнейшее прошение
Покойный муж мой Коллежский Советник Иосиф Иванов Бове пламенным усердием к святой вере не щадил своего состояния на сооружение при Знаменской Церкви двух приделов во имя Святителя и Чудотворца Николая и Преподобного Сергия и при ней каменной колокольни. По кончине мужа моего, я единственным утешением поставляла поддерживать благолепие Храма и только лишь о том пеклась, чтобы Божественная Литургия совершалась в обоих приделах в назначенное время беспрепятственно.
Но, к крайнему прискорбию моему 1844 года

Л.1об
Сентября 5 дня, во время пребывания моего в селе Знаменском, является ко мне оной Церкви священник Василий Тихонов и объявляет, что предписано ему снять с обоих престолов Святые Антиминсы, по оказавшейся будто бы в пределах течи, чего не бывало.
Тронутая до глубины души столь неожиданной вестью, я не могла понять, каким образом, придел Преподобного Сергия, освященный в 1849 году с Архипастырьского милостивого Вашего разрешения через местного Благочинного села Колычева Федора Иванова и по донесению его Вашему Высокопреосвященству найденной в должном виде и прочности в короткое время мог оказаться не способным к продолжению в нем службы. Да хотя бы и действительно замечено было какое повреждение в Храме, то в таком случае Священнику имеющему к помещице расположение не предосудительно б было по жительству моему в сомом том селе предупредить меня об этом, ибо я в тоже время приняла бы свои меры к поправлению повреждений; но он ни мне, ни Вотчинному начальнику о сем не объявил, а отнесся прямо к благочинному, который, без всякого на месте обозрения повреждений, донес от себя Вашему Высокопреосвященству.
Столь несправедливое действие священника и благочинного вынудило меня прибегнуть к правосудию Вашего Высокопреосвященства и всепокорнейше просить о соизволении Вашем паки возложить Святые Антиминсы на престолы помянутых двух приделов

Л.2
и производить в оных службу, тем более ,что исправление незначительных ветхостей в Храме не требует ни особенных усилий ни важных издержек.
Священник Василий Тихонов, не будучи усерден к своим обязанностям не исполняет их как надлежит, от этого весьма редко совершается в Храме Божественная Литургия и прихожане обратились в чужие приходы от чего и Церковь лишается своих доходов.
Посему осмеливаюсь почтительнейше просить Ваше Высокопреосвященство не лишить меня назначением на место означенного священника другого. А для увеличения Церковных доходов дозволить поместить в Церковные старосты дворового моего человека Иевлия Кузьмина Крюкова, как уже испытанного в честности и добром поведении; ибо находящийся ныне на службе староста церковный из экономических крестьян по домашним своим занятиям по-часту не бывает в Церкви и через сие оказываются заметные упущения как в церковных доходах так равно и в прочности и чистоте Церкви.
Ваше Высокопреосвященство Всемилостивейшего Отца прошу принять мою всепокорную просьбу и учинить милостивейшую Архипастырскую Вашу резолюцию.
К сему прошению вдова Коллежская Советница Авдотья Семенова дочь Бове руку приложила января 8 дня 1845 года.

 

Л.6
1845 года март.

Звенигородского уезда села Знаменского Холм тож Священник Василий Тихонов, явясь в присутствие Московской Духовной Консистории, на заданные ему вопросы по содержанию прошения Помещицы Бове о ветхостях приделов Знаменской тож села церкви отвечал.

Вопрос 1.
Действительно ли в новоустроенных при церкви села Знаменского приделах во имя Святителя Николая и преподобного Сергия имеется течь и по сей причине нельзя в них производить Богослужение?
Ответ 1.
В новоустроенных означенных приделах действительно признаки течи видны доселе.
Как то — в приделе во имя Святителя Николая чудотворца над жертвенником заливает дождь за крышу неудачно примкнутую к капитальной стене настоящей церкви, откуда по стене и карнизу уже согнившему от той течи через трещину проходит внутрь Алтаря. По донесении о том Госпоже, она вызывала в осеннее время кровельщика, который осмотрев объяснил ей, что в настоящее время течи закрыть совершенно нельзя; почему починка отложена была его до следующего лета.
Над приделом преподобного Сергия, устроенном на Колокольне, пролеты забранные стойняком деревом, по смерти покойного Супруга означенной Госпожи Бове остались, вопреки его предположению, не зашткукатурены, по сему течь неминуема: ибо в зимнее время снег, а в летнее косой дождь, пролетая через промежутки и падши на деревянный потолок придела проходит по стенам внутри онаго. В углах же Алтаря онаго придела течь также бывает от неплотно примкнутой крыши и стены Колокольни, а по сему причтом объяснено о сем местному Благочинному, который освидетельствовав, донес Вышнему начальству.

Вопрос 2.
Если имеется течь, то почему Вы не снеслись ни с Помещицей ни с вотчинным начальством о мерах исправления ветхостей?
Ответ 2.
О упрочении придела Преподобного Сергия я священник с местным Благочинным просили ее лично, в следствие чего вместо совершенного и прочного направлены попечением оной Госпожи

Л.6об-7
признаки течи только закрашены были изнутри и от ненасного времени течь снова появилась.
Посему, в отсутствии оной Госпожи я неоднократно объяснял о сем вотчинному начальнику, но он не помещице о сем не доносил , ни сам принять участие в сем деле не хотел. Это заставило меня просить самую помещицу лично, которая сперва, изъявив внимание, обнадежила меня обещанием исправить означенные недостатки в удобное для сего дела время года.
По замедлении же в употреблении средств к /неразб/ оной течи, снова я утруждал ее. Но она отказалась недостатком на сие потребного капитала.
Наконец умножение течи вынудило меня Июля 7-го дня 1843 года, тогда как она не пожелала принять меня на лицо под предлогом нездоровья своего, просить ее о сем письменно; на что оная Госпожа Бове, спустя, по подаче моего письма, три часа лично сказала: чтобы больше на ея вспоможение не надеялся и советовала, чтобы мы просили на сие книжку для сбора денег.

Вопрос 3.
Когда с престолов сняты св. Антиминсы и где ныне они находятся?
Ответ 3.
Святыя Антиминсы обоих престолов сняты в Августе или Сентябре 1844 года и хранятся на престоле Знамения Пресвятыя Богородицы села Знаменского.

Вопрос 4.
Почему Вы, как объясняет Помещица Бове, редко совершаете Божественные Литургии, отчего прихожане обратились в другие приходы, а церковь лишается доходов?
Ответ 4.
Госпожа Авдотья Семеновна Бове представляет неудовольствие, к моему огорчению, не совсем справедливое.
Божественная служба, кроме 8- го и 9-го числа сентября 1843 года и 20-го Июля 1844 года, когда за неимением годных просфор, совершаемы были утренние с часами, никогда не оставлялось.
И по сей причине прихожане никогда не уклонялись в соседственные Церкви, и усердные всегда в оной бывают. Не ходят же в летнее время некоторые по причине работы, в зимнее же время по отлучке для прожития в разных местах. Живущие дома, в воскресные дни каждый почти отъезжает с чем-нибудь в столицу на торг.
Женщины, особенно вотчины Госпожи Бове, при крайней бедности в церковь не ходят за неимением теплой одежды и обуви, необходимым для стояния в холодной нашей церкви Холм тож.
Что Богослужение мною совершалось не опустительно осмеливаюсь представить в оправдание то, что выход свеч, прибыль от них, копилковый и кружечный сбор и церковный расход на необходимые потребности при значительном уменьшении прихода, через отведение сельца Аникина от нашей церкви к собственной, состоящего из 16- ти дворов или 65- ти душ в сравнении с приходом церковной суммы, бывшим до поступления моего на сие место не только не умалены, но еще умножены.
Как то: в течение десяти лет, бывшие до бытия моего на сем месте копилковый и кружечный сборы от 40 до 89-ти рублей, но не более, тогда как прихожан было больше. Но, о поступлении моего в самые затруднительные годы неурожаев и всеобщей скудости собрано 53 и 56 руб, а в последущие благополучные до сего – от 148 рублей до 217-ти рублей же ассигнациями, тогда как прихожан осталось мньше, чего при опущении Богослужений и при удалении прихожан от своей церкви в другую собрать не возможно Знаменской Церкви.

Вопрос 5.
Согласны ли вы, чтобы церковным Старостою при церкви села Знаменского был госпожи Бове дворовый человек Иевлий Кузьмин Крюков, если не согласны , то почему?
Ответ 5.
Дворовой человек Госпожи Бове Иевлий Кузьмин по приговору Мирских людей и причта в старосты Церкви уже избран, на что и указ получил.

Священник Василий Тихонов Успенский руку приложил.
При сем присутствовали:
Андреевский архимандрит Герман
/неразб/ протоиерей Арсений /неразб/
/неразб/ протоиерей Димитрий /неразб/
/неразб/ протоиерей Петр /неразб/.