Газета Ленинский Путь №36 1990 год
Наш край. Деревня на Холмах.
Неповторимая красота Истринского района привлекала к себе многих замечательных людей. Она манила к себе художника Левитана, вдохновляла писателя Чехова, давала приют многим деятелям искусства и литературы. Перед их взором раскрывались чудесные уголки русской природы…
Бывая в Бабкине, Максимовке, Полевшине, Чехов и Левитан, возможно, бродили и в окрестностях деревни Холмы. Теперь трудно сказать, откуда пошло это название. Старожилы связывают историю его происхождения с рельефом местности. Правда, нынче здесь не такое раздолье. Многие, вспоминая о былой красоте сельских окрестностей, горестно вздыхают.
— Наши Холмы в прошлые времена были сказкой,- рассказывает местный житель А.И Лапшинова.- Кругом простирались поля, рощи. При въезде в село была посажена березовая аллея, напоминавшая издали ковровую дорожку.
С такой же теплотой говорят о своей маленькой родине А.С. Иванова, К.И. Леонова, Н .Л. Емельянова, З.П. Невзорова. Мои собеседники заметили, что красота их мест в последние годы потускнела: природа этого края настолько понравилась любителям чистого воздуха, что стали, как грибы, расти здесь дачные домики. Разумеется не стихийно. В деревне говорят, что холмовским «пирогом» многих уже успели наделить. Сколько же организаций и предприятий окружили своими «товариществами» Холмы? Оказалось, что тут и облздрав, и областное ГАИ, и МАИ, и многие другие. У А.И.Лапшиновой пальцев на руках не хватило, когда она взялась перечислять. Люди видят, что вполне пригодные земли идут под дачные наделы, как неудобья. И вековые деревья, которые мешают строительству дач, безжалостно уничтожаются. Старожилы сетуют, что тяжелые грузовики, строительная техника дорогу через деревню разбили. Не узнать деревушки. Впечатление такое, что всенародная стройка объявлена в окрестностях. «Окружили нас со всех сторон, что и курицу выпустить некуда»,- сетуют женщины. В конце концов не выдержали – дорогу шлагбаумом перекрыли. А куда денешься.
В прошлом Холмы имела собственную церковь, приход был. В бывшем барском доме находилась начальная школа, где в последние годы учительствовали Полина Тихоновна и Дмитрий Агеевич Киселевы. Был и свой клуб, некогда пустовавший. Теперь же, говорит одна из собеседниц, эти здания сломали, а территорию отдали под пионерский лагерь «Темп». Расширясь, новые владельцы влезли в село, а затем отгородились от народа высоким трехметровым забором. Прямо у Храма Богоявления поставили. Обидно, ведь когда-то народ здесь гулянья устраивал, торговые палатки рядами выстраивались. Отдыхали люди, веселились, но и работали затем до седьмого пота.
— В общем, жили до войны хорошо,- продолжает рассказывать А.И.Лапшинова.- Фашисты проклятые всю жизнь перевернули. Принесли неисчислимые бедствия и страдания. В каждой семье кого-то не дождались. У меня мужа как забрали в первые дни войны, так он и не вернулся. Последнее письмо от него пришло в 1942-м из Харькова. Там и могила его. С четырьмя детишками я осталась. Старшей Валентине было тогда всего-навсего семь лет. Младшей Машеньке- пять месяцев. Страшно сейчас вспоминать, как в декабре сорок первого нагрянули фашисты. Всех нас выгнали на мороз, сами расположились в хатах. Старики, женщины и детишки бросились в лес. От беды подальше побежала и я. В одной руке узелок с печеной картошкой и куском хлеба, на другой маленькая дочурка. Остальные малышки рядом поспевали, боялись отстать. В лесу для нас землянку выкопали. В этом убежище спасались от холодов больше недели. Четырнадцатого декабря немцев из деревни выбили. Мы вернулись в свои избы.
С полей войны не вернулись пятнадцать холмовчан. Погибли отец и сын Пучковы, сложил голову и их однофамилец Егор Пучков. Горе пришло в семью Платовых и Крыловых. Не вернулась с фронта юная Саша Васильева…
Деревенский быт восстанавливать после изгнания врагов было тяжело. За многие километры от станции Ново- Иерасулимской на себе тащили семенной материал. Но никто не жаловался, потому что необходимо было готовится к весеннему севу. Хлеб нужен был солдатам, хлеб нужен был рабочим. Многие отчетливо понимали, что от их вклада зависит и сама победа над врагом.
Но жители Холмов работали не только в поле. Самые выносливые отправились на строительство окружной дороги. Вспоминает Александра Сергеевна Иванова:
— Понятное дело, дорогу строить было нелегко. Мужской труд лег на женские плечи. Я на строительстве трудилась до 1973 года. Была даже бригадиром. За успешную работу, помню, меня премировали новенькой телогрейкой. Я так ей обрадовалась. А девчата дружелюбно шутили: Сбереги, говорили, для танцев. Сами понимаете, время тяжелое было, жили бедно.
После того, как закончилось строительство окружной дороги, А.С.Иванова была направлена секретарем в Духанинский сельсовет. Через десять лет она стала его председателем. Проработала на этой должности почти четверть века, до самой пенсии.
Это хорошо, что Холмы уцелели от сноса. А соседние деревушки Степаньково, Куртасово, Небогатково, Новосергиево, Огниково стерты с лица земли. Память о них пока жива. Надолги ли?
В Холмах сохранилось три с половиной десятка подворий. Правда, живет здесь в основном население, достигшее своего пенсионного возраста- ветераны войны и труда. Почтенные все люди. Летом к ним на отдых съезжаются дети, внуки, далекие и близкие родственники. Совсем еще недавно в каждом доме держали живность. Откармливали поросят, овец, разводили птицу. А нынче нет даже коровы. Овчинниковы и Степановы взяли на откорм бычков, а с кормами проблема. Нет прежних пастбищ и сенокосных угодий! Тем не менее местные жители принимают посильное участие в заготовке кормов для общественного животноводства.
Но подворье в прежнем виде, конечно же, возродить будет трудно. Наверное, на развитие малых деревень надо обратить пристальное внимание. Не баловала холмовчан судьба. Горькая доля у этих женщин. Хотя за свой самоотверженный труд они заслужили всяческих похвал, но существующая в нашем обществе социальная несправедливость больно отзывается на наших пенсионерах, вдовах. За потерю кормильца, к примеру, Лапшина получала на четырех детей всего- навсего 7 руб 50 коп. в месяц. Тем не менее смогла поднять их на ноги. При этом ни на один день не оставляла она работу в хозяйстве. До пенсии трудилась в совхозе «Победа», добиваясь высоких результатов. То же самое можно сказать и о других женщинах, проживающих в Холмах. Кстати, часть из них по сей день работает. И вполне они заслуживают внимания и заботы.
В. Барышников.